12
Авг
14

Решение трагедии общин

трагедия общин

В теории игр есть понятие «трагедия общин». Оно указывает, что свободный доступ к ресурсу, например, пастбищу, полностью уничтожает ресурс из-за чрезмерного его использования. Это происходит потому, что все, пользующиеся им, получают выгоды (или доход) непосредственно себе, а издержки содержания ресурса ложатся на них всех равномерно.

Лауреат Нобелевской премии по экономике 2009 Элинор Остромгода Элинор Остром исследовала сообщества, управляющие общими ресурсами и избежавшие «трагедию общин» и обнаружила, что группы, умеющие должным образом строить свое поведение и управлять им, отличаются следующими основами организации:

  • четкость границ;
  • согласование правил, регулирующих пользование общественными благами, с местными нуждами и условиями;
  • возможность для большинства людей, которых касаются эти правила, изменять их;
  • уважение со стороны внешней власти прав членов общины по созданию ими собственных правил;
  • наличие механизма слежения за поведением членов общины, которое они сами и осуществляют;
  • свод различных мер воздействия;
  • доступ членов общины к требующим малых издержек механизмам разрешения споров;
  • многоуровневый контроль над общими ресурсами, входящими в более обширные системы, в сферах присвоения, снабжения, слежения, укрепления, разрешения споров и управления.

«Всякое преуспевающее сообщество каким-либо образом надзирает за действиями своих членов и принимает надлежащие меры. Надзор и принятие мер важны не только для наказания нарушителей, но и для демонстрации того, что остальные выполняют порученное им дело. Многие оказываются добровольными сотрудниками, желая присоединиться к большинству».

Governing the Commons: The Evolution of Institutions for Collective Action, 1990.

Получился хороший собирательный образ модели саморегуляции группы. Но признаться, такое сообщество должно быть на редкость сознательным, что должно быть очень уникальным феноменом.

Реклама

2 Responses to “Решение трагедии общин”


  1. 12.08.2014 в 14:47

    Да не так у ж и наредкость сознательными. Э.Фромм описывает несколько диких обществ, и своё наблюдение о том как формируются правила сосуществования в них. Его наблюдения сходны с формулировками Элиноры. Не думаю, что там уровень сознательности особо высок. Я думаю всего-то достаточно не перекладывать свою ответственность на власть. А всё остальное выведется вследствии участия каждово индивида в жизни общины.

    • 2 Павел
      12.08.2014 в 14:54

      Трагедия общин не совсем в «сосуществовании». Это именно общие ресурсы. Лес, рыба, вода. Мы можем хранить добро за забором, но использовать общее поле и не угробить его?…

      Как я понимаю, общество, которое способно установить хорошие механизмы регуляции должно осознавать на уровне каждого из его членов последствия перерасхода ресурсов. То есть человек должен видеть на два хода вперед. «Прибыль» перед глазами и «убыток» потом.

      Вот эта способность мне кажется фантастической прямо таки… Ведь oна требует волевых и нравственных усилий.

      А где Фромм писал про дикие общества? Я бы с удовольствием почитал.


Добавить комментарий для Павел Отменить ответ

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s


Обновления Twitter

Реклама

%d такие блоггеры, как: