28
Июн
14

6 принципов социального влияния

ошибки

Роберт Чалдини обозначил в своей книге «Психология влияния» шесть универсальных принципов социального влияния:

  1. Взаимный обмен — мы чувствуем себя обязанными оказать услугу за услугу.
  2. Авторитет — мы ищем экспертов, чтобы сказали, как делать.
  3. Обязательства/последовательность — мы хотим действовать в соответствии с нашими обязательствами и системой ценностей.
  4. Дефицит — чем менее доступен ресурс, тем больше мы его желаем.
  5. Благорасположение — чем больше нам нравится человек, тем больше мы хотим сказать ему «да».
  6. Социальное доказательство — в своем поведении мы руководствуемся тем, что делают другие.

Книгу я проглотил залпом. Очень добротный материал изложенный простым языком. Удивило, что буквально через полгода после прочтения в голове, кроме туманных принципов, ничего не осталось. Следует перечитать.

Хотя из самой книги помню замечание автора, что осознать проблему (обман) чаще всего невозможно и следует «прислушиваться» к ощущению неловкости ситуации и брать паузу для критического осмысления.

По существу, все описанные способы выбора не совсем сознательные. Это скорее подсознательные ускорители решений в быстро меняющемся мире переполненном вариантами решений:

Мы склонны принимать во внимание единичные сигналы, когда у нас нет намерения, времени, энергии или познавательных ресурсов, чтобы провести исчерпывающий анализ ситуации. Когда мы торопимся, находимся в состоянии напряжения, неуверенны, безразличны, расстроены или утомлены, мы имеем обыкновение сосредоточивать свое внимание на наименьшем объеме доступной нам информации. Принимая решения в подобных обстоятельствах, мы часто возвращаемся к довольно примитивному, но рациональному подходу «один-элемент-хорошего-доказательства».

Отсюда можно сделать лишающий спокойствия вывод: имея чрезвычайно сложный мыслительный аппарат, который позволяет нам занимать господствующее положение в мире в качестве вида, мы создали такую сложную, быстро меняющуюся и информационно перегруженную окружающую среду, что должны все чаще справляться с избытком информации таким же образом, как животные, которых мы давно превзошли.

Мне видится хорошим обобщением будет следующее восприятие общего принципа нашего обмана: мы склонны перекладывать оценку верности на кого то другого. Это может быть авторитет, общество и его общепризнанные законы (традиции и культурные правила), а также внутренняя (скажем так «биологически» продиктованная) система оценки черт.

Трезво взглянув, мы легко убедимся, что жизнь в такой системе оценок неизбежна. Мы живем в сложном и быстро меняющемся мире. Мы так и будем продолжать доверять соседу и надеяться на авторитет.

Возможно наилучшее, что можно взять из этой книги кроме знаний — это принцип паузы. Пауза в рассуждениях, в выводе, да и в жизни в целом — самый лучший инструмент оценки верности выбора. В таком аспекте размышление — путь к абсолютному знанию.

1 Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои,
2 так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению;
3 если будешь призывать знание и взывать к разуму;
4 если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище,
5 то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.
6 Ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум;
(Прит.2:1-6)

Реклама

0 Responses to “6 принципов социального влияния”



  1. Добавить комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s


Обновления Twitter

Ошибка: Twitter не ответил. Пожалуйста, подождите несколько минут и обновите эту страницу.

Реклама

%d такие блоггеры, как: