25
Дек
13

Где источник злобы?

Начинай каждый день с того, что говори себе: «Сегодня я встречусь с противодействием, неблагодарностью, дерзостью, предательством, злобой и себялюбием — и все они будут вызваны невежеством обидчиков, их неумением отличать добро от зла». — («К самому себе», книга II, 1, Марк Аврелий Антонин, римский император 161—180)

Хорошо быть императором. Можно упражняться в описании своего благочестия и недостатков других. Плохо быть человеком. Очень странно, но я гораздо чаще замечаю, что мои суждения об окружающих людях лишь продолжение мыслей о самом себе.

Чаще всего это оправдание своего бессилия и жадности. Жадности совсем не до денег. Жадности до уважения к себе, до признания статуса или там… до того, чтобы тебя просто поняли. Почему вообще нас должны понимать прежде чем мы поймем других?

С недавнего времени открыл в себе интересное упражнение. Взглянуть в глубь человека и попытаться его понять. Понять его бессилие, отчаяние, безразличие или страх. Гораздо сложнее понять агрессию. Тут ты сам сразу загораешься «самозащитой» и глушишь другого.

Наверное, что искренне стараться понять другого надо быть кем то вроде святого Ф.Ассизского. Сердце переполненное любви к другим и строгости к себе.

Быть может поведение другого неизбежно. Да и вообще. Быть может он просто не может пробиться сквозь суету этой жизни. И глупые преграды ослепляют его сердце. А сердце тоскует и делает глупости:

противодействие, неблагодарность, дерзость, предательство, злоба и себялюбие.

Думаю, это все не признаки зла. При чем тут зло вообще? Это все признаки страха. Признаки сердца оставленного наедине. А все что нам нужно для исцеления — это доброе общение.

понимание

Ссылка по теме:

Реклама

1 Response to “Где источник злобы?”


  1. 1 Павел
    25.12.2013 в 18:49

    Поискал эту блуждающую фразу М.Аврелия и нашел в оригинальном контексте. Совсем другое звучание надо сказать:
    «Поутру следует сказать себе: «Сегодня мне придется столкнуться с людьми навязчивыми, неблагодарными, заносчивыми, коварными, завистливыми, неуживчивыми. Эти свойства проистекают от незнания ими добра и зла. Я же, познавший прекрасную природу добра и постыдную – зла, понимаю и природу тех, кто заблуждается [1]. Они мне родственны не по крови и происхождению, а по божественному соизволению и разуму. Я защищен знанием от их зла. Они не могут вовлечь меня во что-либо постыдное. Но нельзя и гневаться и ненавидеть тех, кто мне родственен. Мы созданы для совместной деятельности, как ноги и руки, веки, верхняя и нижняя челюсти. Поэтому противодействовать друг другу – противно природе; а досадовать и чуждаться таких людей и значит им противодействовать».»

    Хотя здесь на лицо явная рационализация. Но по крайней мере нет того элемента гордости который кажется режет глаза в оборванной цитате.

    В любом случае мой тезис не меняется. Марк Аврелий считает причиной — невежество. Я — страх.


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s


Обновления Twitter

Реклама

%d такие блоггеры, как: