26
Окт
10

Таблэтка для творчества. Брать!

Так уж получилось, что я безмерно настырный. Мне всегда хотелось все знать, подобно мальчишке с молотком, помните из того детского сериала?

Ну и конечно, мой ребятёнок — теперь главный испытуемый моих интеллектуальных потуг. Первое время ему не очень нравилось — ну уж слишком я настырный был. Но сейчас малой доволен, ибо пыл я поубавил, а знаний стало поболе (у обоих)… У него как саботировать скучную учебу, а у меня как избегать саботажа.

На этом пути перечитали-перечеркали мы с ним много разных книг. Но одна оказалась без преувеличения выдающаяся. Просто суперкнижка для учебных целей.

А называется она «Я учусь читать! 40 веселых рассказов, которые помогут вашему ребенку научиться читать», автор Софья Ильинична Аксельрод.

Совершенно очаровательный подход к обучению ребенка чтению и мышлению. Множество игр и смешные творческие рассказы. Каждое чтение — одна игра. Практически его, чтение, и делают веселой игрой.

Признаюсь честно, до этой книжки я устраивал прессинг. Давил авторитетом и частенько раздражался… брр. Не учитель, а сатрап. Процесс побеждения сатрапа пошел. Читаем-изучаем книжку уже почти год.

Так как автор определенно выдающийся человек, то сегодня я таки ткнул в поиск и нашел себе в закрома оченнно полезную заметку. Вот только сильно научную. Очень многабукафф, но уж очень хорошая заметка. Так что вставляю самое интересное для тех, кто вдруг осилит. Как-нибудь надо будет перевести ее на обычный язык. 🙂

(Дальше таблэтка, но многабукафф!)

предотвращение отрицательных последствий для мозга при интенсификации его работы.

3. Барьер «достигнутой цели».

Момент реального включения механизма защиты существенно зависит от оценки человеком соотношения между достигнутыми результатами и содержанием предварительной установки на конечный результат. Вероятно, эта оценка — определяющий фактор в срабатывании механизмов защиты мозга по отношению к продуктам его же деятельности. Защита срабатывает из-за активизации предположения (верного или нет) о том, что получен достаточный с позиций предполагаемых затрат результат, выступающий в сознании как максимальный в имеющихся условиях. Возникает психологический барьер «достигнутой цели». Этот барьер неизбежно формируется в процессе решения задачи; способ борьбы с ним — постоянная динамика целеобразования, переформулирование целей [2]. Однако даже при активном целеобразовании и успешном ходе решения неизбежен момент, когда изобретателю кажется, что все резервы исчерпаны. Тут-то и включается механизм защиты; у исследователя устанавливается положительная обратная связь на оценку ситуации как конечной. Какие же меры можно предложить для отсрочки наступления этого момента? Переформулируем часть задач: выявить причины, ускоряющие формирование установки «достигнутой цели». Рассмотрим три причины.

3.1. Повторение… — мачеха творенья.

Восприимчивость человека к информации зависит от степени ее новизны [8]. Сформулируем аналогичное правило по отношению к переработке информации, вырабатываемой в мозгу самого человека: интенсивность продуктивного мышления пропорциональна темпу накопления и воспроизводства новых актуальных знаний, ожидаемому воспроизводству новых знаний и обратно пропорциональна интенсивности накопления неактуальных, пассивных знаний, в том числе воспроизводства однотипной информации. Назовем это утверждение «правилом пропорциональности».

Другими словами, однообразие вырабатываемой непродуктивной информации включает механизм защиты от нее. Это неизбежно при многократных подходах к одной и той же задаче

и проявляется внешне в неспособности, нежелании продолжать активный поиск. В этом — и одна из причин трудности доведения идей до отличной реализации в мелочах. Здесь — и новое понимание необходимости постоянного изменения угла зрения на предмет исследования. Тут незаменим «системный оператор». Но и при этом включается защита следующего уровня — от однообразия «темы». Другой способ уйти от однообразия — погрузиться в под-проблему или другую проблему (на время!). Опасно преждевременное оформление результатов — достижения могут быть снижены за счет эффекта однообразия.

Правило «пропорциональности» может помочь в выработке новых подходов. Прежде всего, оно, наряду с другими закономерностями, объясняет достижения ученых в новых для них областях, а также успехи дилетантов. Эта проблема в научной психологии, вероятно, считается простой, а, между тем, по нашему мнению, таит резервы. Она поставлена очень давно [10], но до сих пор глубоко не рассматривалась. Вероятно, барьер, существующий в любой науки по отношению к дилетанту, имеет место и у психологов.

Мы предлагаем использовать методическую подготовку условий для использования мощной стимуляции умственной деятельности при высоких темпах поступления и переработки новой информации. В простейшем случае процесс решения задачи разделяется на два этапа. На первом этапе одна группа решателей по специальным методикам производит подготовку информации для второй группы. Собственно, так происходит контакт узкого специалиста со специалистом-решателем, подготовка информации референтом и т.п. Однако до оптимальной методики обычно далеко, а информационной подготовкой решения проблемы для психологически правильной подачи занимается только сам решатель, что снижает его возможности.

Предлагаемый метод подачи информации можно назвать «методом наращивания информационного прессинга».

3.2. Синдром авторской непогрешимости

К продуктам собственной деятельности у человека особое отношение [11]. Оно формируется выработанным в ходе эволюции психическим механизмом защиты вновь созданного продукта от критики [8]. Одно из вредных последствий этого — неспособность, даже нежелание предположить, что можно добиться лучшего. В результате первому же полученному («выдуманному») решению присваиваются черты идеального.

Альтернативой «присвоению» должно служить «отчуждение», которое обеспечит возможность критического подхода к «собственности». Естественный переход от первого ко второму сильно растянут во времени; попробуем ее ускорить.

Образ решаемой проблемы существует в мозгу в смешанной вербализованно-невербализованной форме. Четкая вербализация [7] помогает разобраться в проблеме, она вынуждает мозг переключиться на другой стиль мышления, ориентированный на семантический анализ и поиск, в результате чего повышается чувствительность к побочным мыслительным образованиям.

Одна из особенностей предлагаемого подхода заключается в том, что метод «принудительной вербализации» следует применять не только к тем проблемам, в которых не все понятно, но и к анализу ситуаций, образ которых кажется ясно сформированным.

Следующий шаг после четкой вербализации образа проблемы — ее «отчуждение». Это может быть выступление перед самим собой (перед зеркалом), перед аудиторией, в диалоговом режиме. Нюанс приема — изначально настроиться на отношение к своему материалу как к чужому. Одно из средств усиления приема — готовить материал в «чужом стиле»: писать, репетировать, докладывать и обсуждать свое «родное» как «чужое». Методы «отчуждения» направлены также и против «однообразия».

3.3. Потребность в «паузе релаксации».

Человеку присуща потребность в получении удовлетворения от своей работы [12]. При отсутствии чувства удовлетворения включается механизм защиты от выполнения бесполезной в этом смысле работы. Вот почему так важны постоянные, хотя бы и небольшие, успехи. С

другой стороны, пока мозг переживает удовольствие от достигнутого, он не способен настроиться критически. Поэтому невозможно заставить себя эффективно искать слабые места только что найденного решения — взгляд скользнет только по поверхности. И, главное, нельзя этого делать до истечения некоторого срока — мозг лишится так необходимой ему «паузы релаксации». Возможно, это связано с потребностью нервной системы в отдыхе перед следующим рабочим этапом. И именно во время этой паузы легче всего совершить обидную, но сверхнеобходимую остановку за шаг до лучшего результата. И обнаружится это либо через годы, либо вообще другим исследователем.

Если принудительно форсировать перевод мозга из режима поиска и генерации идей в режим критического анализа его же продукта, то при некотором временном повышении эффективности появляется опасность нервного срыва. Характеристики «паузы релаксации» зависят от множества факторов, в’ том числе от степени «усталости мозга от однообразия» и силы «чувства авторской непогрешимости». Поэтому способы нейтрализации последних сокращают и это видимое бездействие мозга.

Можно предложить и специальные приемы ускоренного прохождения этой паузы без ущерба для ее функций:

—         сознательно усилить чувства довольства собой, довести его до максимума;

—         хвалить себя при этом как бы со стороны, перед воображаемой аудиторией (зеркалом). Примечательно в этом смысле восклицание великого поэта: «Ай да Пушкин! Ай да сукинсын!» — он интуитивно не произносит «Ай да я!», а говорит о себе в третьем лице, что гораздо эффективнее;

—         попытаться (хотя бы мысленно) художественно оформить будущий результат, например — обложку книги со своим портретом, продумать дизайн еще не созданной конструкции.

Эти приемы можно назвать методом «пика самодовольства». (Психологические аспекты максимальной реализации творческого потенциала или Не принимайте перевал за вершину! С. И. Аксельрод и Б. М. Аксельрод)

Реклама

2 Responses to “Таблэтка для творчества. Брать!”


  1. 27.10.2010 в 10:41

    Жалковато времени. Идея о переводе на нормальный язык просто замечательная!
    Но суть ясна и так. Заметка действительно очень полезная, но без практики умрет в следующую же минуту после прочтения.


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s


Обновления Twitter

Реклама

%d такие блоггеры, как: